Главная / Земельное право / Оплата электроэнергии

Оплата электроэнергии

По вопросу о том, что садоводческое некоммерческое товарищество приобретает  электроэнергию не для оказания коммунальных услуг лицам, владеющим на его территории жилыми домами (покупатель электроэнергии); а для собственных нужд содействия в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства лицам, владеющим  в составе его территории земельными участками (потребитель электроэнергии).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4, ст. 8 ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг являются жилищными отношениями и регулируются жилищным законодательством. Из содержания норм  ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ следует, что объекты жилищных отношений (в том числе отношений, связанных с предоставлений коммунальных услуг) должны быть прямо или опосредовано связаны именно с жилыми помещениями (жилым домом, частью жилого дома; квартирой, частью квартиры; комнатой).

По смыслу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Поэтому единственными жилыми помещениями, которые теоретически могут быть соотнесены с садовыми земельными участками,  являются жилые дома.

Согласно ч. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами. Поэтому предоставление коммунальной услуги всегда является той или иной разновидностью продажи (перепродажи) коммунального ресурса, в частности, электроэнергии.

Из содержания п. 68 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии), следует, что данная норма называет среди исполнителей коммунальных услуг только управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), садоводческие некоммерческие объединения также не упомянуты. Но в любом случае по смыслу данных Правил нет никаких оснований считать их организациями, оказывающими коммунальные услуги лицам, ведущим садоводство на его территории, якобы с даты поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному таким объединением с ресурсоснабжающей организацией (как это пытается представить Ответчик).

В то же время «Основы ценообразования в области  регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), уже прямо исключают из числа исполнителей коммунальных услуг садоводческие некоммерческие объединения как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. Исполнителями же коммунальных услуг здесь названы те же товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы  (Приложение № 1 к Основам ценообразования).

В этой связи характерно, что единственный прямо регулирующий деятельность СНТ Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан»  нигде не называет СНТ исполнителем коммунальных услуг. Хотя для товариществ собственников жилья законодатель счел необходимым это сделать (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Следует обратить внимание суда на то, что согласно абз. 3, 4 п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии в случае заключения договора энергоснабжения членом садоводческого некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого некоммерческого объединения, - такие лица обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому некоммерческому объединению, в адрес такого садоводческого некоммерческого объединения.

При этом порядок расчета подлежащей оплате членами садоводческих некоммерческих объединений либо гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого некоммерческого объединения, части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих некоммерческих объединений, и части потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому некоммерческому объединению, должен быть одинаковым для всех членов садоводческих некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого некоммерческого объединения, вне зависимости от наличия договора энергоснабжения, заключенного в соответствии с настоящим документом между членом садоводческого некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого некоммерческого объединения, и гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Это означает, что  отсутствие у гражданина, ведущего садоводство в индивидуальном порядке на территории СНТ, прямого договора энергоснабжения, заключенного непосредственно между ним и гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, указывает на то, что на такого гражданина возлагается обязанность оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной СНТ на конкретном земельном участке, составляющим его территорию и принадлежащем такому гражданину.

Иными словами, в этом случае он оплачивает не коммунальные услуги электроснабжения, а компенсацию расходов по оплате электроэнергии, потребленной  СНТ в процессе реализации заключенного им от своего имени договора энергоснабжения для реализации своих уставных задач содействия в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства на его территории.

Данный вывод вполне подтверждается и Договором электроснабжения № 44823 от 01.10.2010 года, в котором СНТ «Полет» выступает в качестве потребителя, т.е. лица, приобретающего электрическую энергию «для собственных бытовых и (или) хозяйственных нужд».  При этом в данном договоре энергоснабжения нет ничего, указывающего на приобретение по нему СНТ «Полет» электрической энергии (мощности) «в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению» (абз. 4, 5 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). 

Не лишним будет напомнить, что согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ,  пп. «а» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг у собственника жилого помещения обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение, чего в данном случае не имеется.

Таким образом, учитывая отсутствие у Ответчика на праве собственности жилого дома  и заключенного им от своего имени прямого договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, он не может считаться потребителем коммунальной услуги электроснабжения, а значит, к нему не могут быть применены нормы ст. 153, 154, 155 ЖК РФ, а также иные принятые в их развитие правовые акты и, прежде всего,  вышеназванные Правила предоставления коммунальных услуг.   

Характерно, что судебная практика не знает случаев взыскания задолженности по электроэнергии с членов СНТ, а равно граждан, ведущих на его территории садоводство в индивидуальном порядке, в порядке  приказного производства. Хотя по смыслу ст. 122 ГПК, если такую задолженность считать платой за коммунальные услуги, то в отношении нее предусмотрена выдача судебного приказа. В частности, в Апелляционном определении Астраханского областного суда от 17.11.2016 г. по делу № 33-4765/2016 отмечается, что предметом требования истца является взыскание задолженности по оплате  коммунальных услуг. Однако Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в данном случае применению не подлежат, поскольку ответчик не приобрел электроэнергию на законных основаниях у какой-либо организации, осуществляющей продажу электроэнергии населению.